Новости кардиологииРезультаты применения аспирина в Исследовании Здоровья Женщин (The Women’s Health Study)Длительный регулярный прием аспирина здоровыми женщинами 45-и лет и старше уменьшает риск ишемического инсульта, не влияя на риск инфаркта миокарда и сердечно-сосудистой смерти и увеличивая риск кровотеченийОдним из важных событий 54-й Ежегодной научной сессии Американской Коллегии Кардиологов было сообщение результатов оценки эффективности аспирина в первичной профилактике сердечнососудистых заболеваний у женщин, полученных в крупной рандомизированном испытании «Исследования Здоровья Женщин» (P.Ridker и соавт.) [1]. Одновременно эти результаты стали доступными на Интернет сайте Медицинского журнала Новой Англии [2], где их публикация сопровождалась комментарием R.I. Levin [3]. В настоящем сообщении излагается содержание статьи P.Ridker с использованием комментария R.I.Levin. Исследованию значения аспирина для первичной профилактики сердечно-сосудистых осложнений было посвящено пять рандомизированных исследований, объединяющих в совокупности 55 580 включенных [4-8]. Результаты этих исследований свидетельствуют о 32%-м снижении риска развития инфаркта миокарда благодаря приему аспирина. Данные об эффективности препарата в отношении предотвращения инсульта и сердечно-сосудистой смерти неоднозначны. Однако в три из пяти исследований включались только мужчины, а у женщин, включенных в другие, было слишком мало событий (180 из 2402) для получения статистически значимых наблюдений. Кроме того, существуют свидетельства о различиях в метаболизме салицилатов у мужчин и женщин [9], позволяющие предполагать половые различия в клинической эффективности аспирина. Роль аспирина в первичной профилактике сердечно-сосудистых осложнений была оценена в крупном рандомизированном плацебо контролируемом испытании Исследование Здоровья Женщин (The Women’s Health Study). Материалы и методы (по [2]). С сентября 1992 года по май 1995 года письма с предложением участвовать получили более 1,7 миллиона женщин –медицинских работников. На вопросы прилагаемого опросника ответили 453 787 женщин и 65 787 из них захотели участвовать и подходили для включения. Все подходящие женщины были рандомизированы к приему аспирина (100 мг через день) или плацебо на 3 месяца для выявления желания и способности следовать протоколу. Для участия в длительном исследовании были отобраны 39 876 женщин: 19 934 в группу аспирина и 19942 в группу плацебо. Наблюдение продолжалось 10 лет до первого большого сердечно-сосудистого события (нефатальный инфаркт миокарда, нефатальный инсульт или смерть от сердечно-сосудистых причин). Для всех событий необходимо было документальное подтверждение. ИМ регистрировался в случае соответствия полученных данных критериям Всемирной Организации Здравоохранения [8], инсульт – при наличии остро возникшего и продолжающегося более 24-х часов неврологического дефекта, сердечнo-сосудистая смерть - на основании протоколов аутопсии, записей в истории болезни и опроса членов семей погибших. Вид инсульта уточнялся с помощью компьютерной томографии или визуализации с применением ядерно-магнитного резонанса. Статистический анализ выполнялся согласно принципу ”по намерению лечить”. Для выявления относительного риска использовалась модель пропорционального риска Кокса. При регистрации побочных эффектов данные не учитывались, если согласно опроснику женщина приняла менее одной трети дозы аспирина/плацебо за последний год или открыто принимала в течение трех месяцев до возникновения события любое НПВС. Результаты (по [2]). Что касается отдельных компонентов первичной конечной точки, отмечалось 17%-е снижение риска инсульта у принимавших аспирин в сравнении с группой плацебо (ОР 0,83; 95%ДИ - 0,69 - 0,99; p=0.04), в основном за счет снижения риска ишемического инсульта на 24% (ОР 0,91; 95%ДИ - 0,63 - 0,933; p=0.009) при недостоверном повышении риска геморрагического инсульта (ОР 1,24; 95 ДИ – 0,82-1,87; p=0,31). В группе аспирина отмечалось достоверное снижение риска несмертельного инсульта (ОР 0,81; 95%ДИ - 0,67 – 0,97; p=0.02), но в отношении риска фатального инсульта различия между группами не было (ОР 1,04; 95%ДИ – 0,58-1,86; p=0,90). Кроме того, прием аспирина сопровождался 22%-м снижением риска приходящих нарушений мозгового кровообращения (ОР 0,78; 95%-й ДИ - 0,64-0,94, p=0,01). Аспирин не оказывал достоверного действия на риск фатальных и нефатальных ИМ (OP - 1,02; 95%-й ДИ - 0,84-1,25; p=0,83), смерти от сердечно-сосудистых причин (ОР 1,02; 95%-й ДИ - 0,74-1,22; p=0,68), смерти от всех причин (ОР 0,95; 95%ДИ - 0,85-1,06; p=0,32) и вмешательств на коронарных сосудах (OP 1,04, 95%ДИ - 0,90-1,20; p=0,61). Побочные эффекты. У рандомизированных к приему аспирина чаще выявлялись пептические язвы (542 случая против 413, ОР 1,32; 95%ДИ – 1,16-1.50; p<0,001), чаще отмечалась гематурия (3039 случаев против 2879, ОР 1,06; 95%ДИ – 1,01-1,12; p=0,02), чаще возникали желудочно-кишечные кровотечения, как любые (910 случаев против 751, ОР 1,22; 95%ДИ -1,1 -1,34, p<0,001), так и потребовавшие переливания крови (ОР 1,40; 95%ДИ - 1,07-1,83, p=0,02). Обсуждение. Аспирин, использованный с целью первичной профилактики у женщин 45 лет и старше, снизил риск ишемического инсульта и не оказал влияния на риск инфаркта миокарда и риск смерти от сердечно-сосудистых причин. Эти данные не противоречат результатам более ранних исследований, представленных ниже на графике. Так в HOT [7] ежедневный прием 75 мг аспирина у мужчин сопровождался снижением риска ИМ на 42%, тогда у женщин достоверного снижения риска не произошло.
У женщин инсульт - более частая патология, чем ИМ (в WHS было 263 и 193 случаев инсульта и ИМ, соответственно). Сопоставление результатов WHS и Physicians’Health Study (включались мужчины-врачи) свидетельствует о том, что при близкой частоте инсультов у мужчин и женщин приблизительно одного и того же возраста ИМ у мужчин возникает в несколько раз чаще (см. табл) [3].Поэтому вмешательство, явно уменьшающее риск инсульта, для женщин может оказаться более важным, чем изменяющее частоту возникновения инфарктов миокарда. Таблица 1. Сравнение двух испытаний аспирина в первичной профилактике сердечно-сосудистых осложнений: Исследования Здоровья Женщин (The Women’s Health Study) и Исследования Здоровья Врачей (Physicians’Health Study) [3] .
Единственной группой, в которой прием аспирина предотвращал ИМ, была группа женщин 65-и лет и старше. Именно в этой группе, составляющей 10% от всех включенных, было самое большое число ИМ – около одной трети всех случаев. В заключении следует отметить, что при решении вопроса о назначении аспирина с профилактической целью у женщины 45-и лет и старше врач должен принимать во внимание скорее риск ишемического инсульта, чем риск ИМ. У женщин 65-лет и старше следует рассмотреть возможность первичной профилактики ИМ аспирином [3]. Однако в каждом конкретном случае решение следует принимать индивидуально в зависимости от наличия факторов риска. Литература.
|
| Дата обновления: 28/03/05
|