Новости кардиологииОчередное указание на бесполезность применения витамина Е
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
«… забудьте о добавках с витамином Е, сберегите деньги
и потратьте их на более продуктивные действия» |
Раздел Исследования Здоровья Женщин (WHS), посвященный сердечнососудистым заболеваниям, осуществлялся Национальным Институтом Сердца, Легких и Крови США. В исследование включались женщины в возрасте 45 лет и старше без признаков коронарной болезни сердца, заболевания сосудов мозга, рака, или других серьезных хронических заболеваний. Сначала потенциальные участницы в течение 3 месяцев получали плацебо (вступительный период). Успешно прошедшие этот период женщины (всего 39876) были рандомизированы к приему через день аспирина или плацебо аспирина . Кроме того, женщины в каждой из этих групп были ре-рандомизированы к приему через день 600 МЕ витамина Е или его плацебо. Аспирин (или плацебо аспирина) и витамин Е (или плацебо витамина Е0 женщины принимали в разные дни. Средняя длительность наблюдения от рандомизации до окончания испытания составила 10.1 года.
Первичной конечной точкой было первое основное сердечнососудистое событие - не закончившийся смертью (нефатальный) ИМ, не закончившийся смертью (нефатальный) инсульт, сердечнососоудистая смерть. Вторичные конечные точки включали преходящие ишемические атаки, процедуры коронарной реваскуляризации, и смерти от всех причин.
Результаты были доложены на 54-й Научной сессии Американской Коллегии Кардиологов и представлены в таблице [1, 2]. Они убедительно (учитывая объем испытания и длительность наблюдения) показали, что у здоровых женщин в возрасте 45 лет и старше применение витамина Е по 600 МЕ через день не влияет на риск ни основных сердечнососудистых событий, ни перечисленных ниже индивидуальных конечных точек, ни смерти от любой причины.
Таблица. Результаты применения витамина Е в Исследовании здоровья женщин. Первичные и вторичные конечные точки [1].
|
|
Витамин E |
Плацебо |
ОР |
95% ДИ |
P |
|
Первичная конечная точка: |
|
||||
|
Основное сердечнососудистое событие* |
462 |
517 |
0.93 |
0.82-1.05 |
0.26 |
|
Вторичные конечные точки: |
|
||||
|
Инсульт |
241 |
246 |
0.98 |
0.82-1.17 |
0.82 |
|
Ишемический |
194 |
197 |
0.99 |
0.81-1.20 |
0.88 |
|
Геморрагический |
44 |
48 |
0.92 |
0.61-1.38 |
0.68 |
|
Не закончившийся смертью (нефатальный) |
220 |
222 |
0.99 |
0.82-1.19 |
0.93 |
|
Закончившийся смертью (фатальный) |
21 |
24 |
0.88 |
0.49-1.57 |
0.66 |
|
Инфаркт миокарда (ИМ) |
196 |
195 |
1.01 |
0.82-1.23 |
0.96 |
|
Не закончившийся смертью (нефатальный) |
184 |
181 |
1.02 |
0.83-1.25 |
0.87 |
|
Закончившийся смертью (фатальный) |
12 |
14 |
0.86 |
0.40-1.85 |
0.70 |
|
Сердечнососоудистая смерть |
106 |
140 |
0.76 |
0.59-0.98 |
0.03 |
|
Смерти от всех причин |
636 |
615 |
1.04 |
0.93-1.16 |
.053 |
Примечания: ОР – отношение рисков. ДИ – доверительный интервал.
* Не закончившийся смертью (нефатальный) ИМ, не закончившийся смертью (нефатальный) инсульт, сердечнососоудистая смерть.
Эти данные, совпадающие с полученными ранее [3, 4], справедливо названы «последним словом» в дебатах о целесообразности использования витамина Е для профилактики сердечнососудистых заболеваний [5].
Литература и другие источники информации.
Buring J.E., Lee I.-M., for the Women's Health Study Research Group. A randomized trial of vitamin E in the primary prevention of cardiovascular disease in 39,876. Program and abstracts of the American College of Cardiology Annual Scientific Session 2005; March 6-9, 2005; Orlando, Florida. Late Breaking Clinical Trials 1.
Brookes L. WHS: Women's Heath Study - Aspirin and Vitamin E for the Primary Prevention of Cardiovascular Disease. Presenters: Ridker P.M., and Buring J.E. www.medscape.com.
Eidelman RS, Hollar D, Hebert PR, et al. Randomized trials of vitamin E in the treatment and prevention of cardiovascular disease. Arch Intern Med. 2004; 164: 1552-1556.
The HOPE and HOPE-TOO investigators. Effects of long-term vitamin E supplementation on cardiovascular evens and cancer. A randomized controlled trial. JAMA. 2005; 293: 1338-1347.
Результаты изучения эффективности аспирина в WHS опубликованы (Ridker PM, Cook MR, Lee I-M, et al. A randomized trial of low-dose aspirin in the primary prevention of cardiovascular disease in women. N Engl J Med. 2005 March 7;352 [epub ahead of print]. Available at: http://content.nejm.org/cgi/content/short/NEJMoa050613v1). Изложение этой публикации представлено на athero.ru
| Дата обновления: 29/03/05
|